Школьный психолог


«А мне в школе хорошо!»

    Прозвенели первые звонки! Школа гостеприимно распахнула двери для своих учеников. Впервые переступили порог школы самые юные ученики- первоклассники!  
     Как же родителям совместно с педагогом так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился?   Трудности адаптации переживает каждый ребенок. Новый режим дня, новые требования, множество правил, которые нужно запомнить, принять. Детям сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, делать все время не то, что им хочется, а что от них требует учитель, сложно сдерживать и не выражать вслух свои эмоции и мысли.
 У первоклашек адаптационный период длится от 2-3 недель до полугода. Будьте готовы к тому, что малыша (особенно если он не ходил в детский сад) школа может напугать. Раньше он был один, всеми любимый «котик», одеваться помогала бабушка. Кормили с ложки, в туалет сопровождали. А тут – бросили! На переодевание – 3 минуты, в туалете все смотрят, на перемене- сшибают, а учительница по-взрослому зовет Петровым! Чтобы этого не произошло, обязательно прорепетируйте с ребенком следующие школьные ситуации:

Поход в туалет. Дети могут заиграться и забыть сходить в туалет на переменке, постесняться спросить разрешения у учителя на уроке при всех. Объясните, что все дети будут отпрашиваться  с урока, это в школе - нормально, достаточно поднять руку и сказать «Можно выйти?»

Переодевание. Вообще-то с этим справляются 90% первоклашек, но если ваше чадо слегка тормозит, одеваясь перед физкультурой, потренируйтесь дома на время.

Фамилия. Ребенку трудно привыкнуть к тому, что он уже не просто Мишенька, а Петров. Почаще называйте его по фамилии дома.

«Дай откусить». Отгрызть у соседа пол-яблока – для многих детей обычное дело. Для них нет чужого-все общее. Если ваш ребенок не привык к такой дележке или просто брезгует, давайте ему в школу, например, несколько яблок/бутербродов. Так он сможет сам нормально питаться и не прослывет жадиной.
   С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге!  Очень вредны для ребенка негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу»: это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие и уверенность ребенка, резко снизить его желание ходить в школу.
Помните! То, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери
может оказаться самым волнующим событием за весь день! Выслушайте все его рассказы о школе  – это очень важно! Искренне интересуйтесь не только учебными успехами или неудачами, но и всем происходящим в школе (с кем сидит ребенок, как настроение, что понравилось сегодня и т.п.)

Осторожней с оценками! Как только у ребенка что-то не получается, родители сразу же отрицательно к этому относятся. Это выражается в их словах, эмоциях. Вы ругаете, ребенок может замкнуться, тревожность будет расти. Неуспех усиливает эту тревогу, тревога дезорганизует деятельность ребенка. Он хуже усваивает материал, появляются плохие отметки, родители опять недовольны. Замкнутый круг.
Ребенку важна моральная и эмоциональная поддержка родителей: не сравнивайте результаты вашего ребенка с достижениями других более успешных учеников; хвалите ребенка за улучшение его собственных результатов (вчера 3 ошибки, сегодня  – 2).

Режим? Режим! В жизни первоклассника режим дня имеет теперь особое значение. Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в школе устает. Домашние задания  вечером перед сном готовить не следует. Не переносите их на вечер. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Помните строчку из стихотворения Агнии Барто «Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю…» Ребенок стал школьником, но потребность в игре осталась. Продлите ребенку детство - пусть играет на здоровье в свои любимые игрушки.

Домашнее задание  без слез! С  первых дней обучения первоклассники нуждаются в контроле и поддержке. Особенно при выполнении домашнего задания. Одна из трудностей приучения ребенка к самостоятельной работе – это работать, не отвлекаясь. Редко кому из первоклассников это легко дается. Как же определить -  нужна или не нужна ребенку сегодня  ваша помощь? С чего начать? Во-первых, пусть ребенок приготовит все самое необходимое: линейку, карандаш, ручку, ластик. Когда все под рукой, нет причин отвлекаться. Затем расспросите ребенка о том, как он собирается делать домашнее задание (убедитесь, что ребенок правильно понял заданный материал), присядьте поодаль (в поле зрения ребенка). И займитесь своими делами, изредка поглядывая, как идет работа. Старайтесь не поправлять ребенка, то и дело, повторяя «Не так! Переделай!». Частые переделки ведут еще к более худшему результату. У многих появляются дополнительные тетради. Нужны ли такие тетради вообще? Не нужны. Работа  в дополнительной тетради приводит к перегрузке ребенка, к непроизвольным затратам времени на подготовку письменного задания.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

В.В.Шипунова, педагог-психолог МКОУ Горкинской СОШ

Вверх